К сожалению, в современном мире образ бутылочной соски и соски-пустышки привычно сопровождает образ младенца. Реклама производителей бутылочек для питания и сосок убеждает нас в том, что резиновая соска ничем не отличается от материнской груди.

Вопрос «Нужна ли соска?» даже не возникает, - маме просто предлагают выбирать из разных вариантов. Поэтому неудивительно, что большинство мам, и даже некоторые специалисты-медики, считают, что соска - незаменимый атрибут ухода за ребенком.
Что же не так? Почему консультанты по грудному вскармливанию относятся к соскам так настороженно?

В природе аналогов соски не было и нет. Возникла она, прежде всего, как средство замены мамы в те времена, когда мам стали активно привлекать к обязанностям, не имеющим отношения к материнству: нужно было заботиться о других членах семьи, отлучаться для работы вне дома, принимать участие в общественной жизни. Но так ли безобидна практика замены мамы пустышкой?

Ведь известно, что молоко в груди образуется в ответ на сосание и если заменить сосание груди сосанием соски, то как можно рассчитывать на то, что в груди будет продуцироваться молоко? Ребенок, для того чтобы получать достаточное количество молока, должен сосать материнскую грудь, а если вместо этого он сосет соску, то, соответственно, трудится впустую.

Из-за уменьшения стимуляции груди (т.е. ее сосания) неизбежно снижается лактации. А мама при этом недоумевает, - почему у нее снизилось количество молока. А может быть, даже и не будет недоумевать, если ее окружение подскажет, что причина в том, что «просто порода немолочная»…
Взаимодействие с маминой грудью сложнее, чем взаимодействие с соской. Не «труднее», а именно сложнее. Из маминой груди молоко течет с разной скоростью – на приливе струи могут буквально брызгать в ротик малыша, а чуть позже приходится постараться, добывая «заднее» молочко, которое богато жирами и медленнее покидает грудь.

Малыш, получающий только мамину грудь, через некоторое время привыкает к ее особенностям и знает, что если поработать над вроде бы пустой грудью, то скоро случится прилив. А если ребенок привык к постоянному потоку бутылочной соски или к засыпанию с пустышкой, откуда вообще ничего не льется, – «поведение» маминой груди, непредсказуемое по сравнению с постоянством соски, заставляет кроху нервничать.

Поэтому нередка ситуация, когда малыш отрывается от маминой груди и начинает плакать. А получив соску – успокаивается. Просто потому, что он знает, чего ожидать от соски.

Следующий принципиальный момент. Навык сосания груди и бутылочки различается кардинальным образом. Причем внешний вид соски мало что определяет, - каким бы «ортодонтичным» он ни был, и как бы соска ни была похожа на форму материнского соска. Главное отличие в качестве того, что попадает в рот ребенку. Мамина грудь, мягкая по своей природе, попадая в ротик ребенка, принимает определенную форму.

А под искусственную соску, гораздо менее пластичную, приходится приспосабливаться малышу. Чтобы правильно взять мамину грудь, малышу нужно широко открыть рот, - при этом сосок оказывается глубоко внутри, далеко от подвижных частей ротовой полости - нижней челюсти и кончика языка. Малыш добывает молоко, создавая вакуум и активно работая нижней челюстью. Чтобы удерживать соску, ребенку совершенно необязательно открывать рот широко. И работают при сосании соски в большей степени мышцы щек.

Часто уже по тому, как малыш готовится поесть, видно, кормится ли он грудью или через соску: грудничок широко открывает ротик, чтобы в него удобно поместилась мамина грудь, а «искусственник» вытягивает губы трубочкой навстречу соске. Если соску получает ребенок, который еще не научился взаимодействию с маминой грудью, то он может начать «путать соски» и навык неправильного сосания переносить на мамину грудь.

В результате неправильного прикладывания к груди малыш может сосать подолгу, но молока при этом получать недостаточно (отсюда и жалобы на ребенка, который «висит на груди часами, но успокаивается только после того, как получит бутылочку»).

Кроме того, неправильное прикладывание к груди, искаженное привычкой сосать соску, может провоцировать следующие проблемы у мамы:

- Застои молока в молочной железе. При неэффективном сосании грудь может опорожняться не полностью - в протоках и дольках застаивается молоко. Если не предпринять срочных мер по исправлению прикладывания и ликвидации застоя, может начаться воспалительный процесс.

- Травмы сосков. Несмотря на то, что у крохи еще нет зубов, при неправильном захвате груди он способен травмировать маме кожу груди.

- Растяжки на коже груди, деформация ареолы и соска. При правильном прикладывании кроха прижат к телу мамы и непосредственно к самой груди достаточно плотно: его подбородок, щечки и носик касаются молочной железы. Если малыш "висит" на соске, то он вытягивает кожу груди вперед, вызывая возникновение нежелательных "украшений".

Отдельные претензии к соскам есть у стоматологов и ортодонтов. В то время, как челюстно-лицевой аппарат ребенка активно развивается, сосание любого объекта, кроме маминой груди, негативно влияет на формирование челюсти, зубов, формы неба. Во рту возникает непредусмотренное природой давление, которое приводит к искажению прикуса.

Доктор Джон Нил, исследователь из Австралии, обнаружил, что язык детей, сосущих грудь или соску, также работает по-разному. Груднички совершают перистальтические (волнообразные) движения языком, которые помогают молоку из груди продвигаться к глотке. Дети, которых кормят из бутылочки, совершают выталкивающие движения языком (язык движется как поршень). Почему движения языка так важны?

Отработанные еще в младенчестве, эти движения запоминаются на всю жизнь. Движения языка во время глотания играют критическую роль в развитии ротовой полости, дыхательных путей, формы лица, правильного прикуса и расположения зубов. В частности, была отслежена закономерность, в соответствии с которой «искусственники» в 4 раза чаще болеют отитами, чем груднички: давление соски в районе границы твердого и мягкого неба приводит к неправильному развитию и функционированию евстахиевых труб.

Брайен Палмер, врач-стоматолог, известный специалист по влиянию грудного вскармливания на детское здоровье, отмечает: «Самый значимый период черепно-лицевого роста приходится на первые четыре года жизни. Исследуя деформации полости рта около тридцати лет, я с полной уверенностью могу утверждать, что грудное вскармливание на протяжении минимум одного года критически важно для нормального развития полости рта, дыхательных путей и формы лица».

С психологической точки зрения использование соски также чревато определенными сложностями. Мамина грудь выполняет в жизни малыша две важные функции: насыщение и успокоение. Обе функции одинаково важны, ведь маленький ребенок получает удовольствие не только от вкусного молочка, но и от самого процесса сосания.

Мы искусственно разграничиваем эти функции – грудь «только для еды», пустышка «для успокоения», в отличие от ребенка. Очень часто малыш, имеющий опыт кормления грудью, сам активно отказывается от попыток мамы «обеспечить резиновую замену», выплевывая соску.

Но если мама настаивает – кроха обычно соглашается, и спустя некоторое время может начать требовать, чтобы еду ему давали при помощи той же соски, которая так хорошо помогает вернуть душевное равновесие.

Еще одним неприятным следствием использования соски может стать привычка ребенка кусать и жевать мамину грудь в период прорезывания зубов. Попробовав это на соске, ребенок повторяет то же самое на груди во время кормления. И мамино недовольство при этом будет для него совершенно непонятным, послужив лишним поводом выбрать более предсказуемый и «надежный» предмет…

Национальный эксперт ВОЗ по грудному вскармливанию Татьяна Константиновна Бердикова (Россия) свела воедино доводы против использования сосок и пустышек и представила их следующим образом:

1.Ребенок устает от сосания соски, и в результате может меньше сосать (а значит стимулировать) грудь. Как результат - у мамы снижается продукция молока

2. У младенца может возникнуть состояние "путаницы сосков", в результате чего он будет неправильно захватывать грудь: недостаточно широко открывать рот, захватывать только сосок без ареолы, и, как следствие - недополучать молока, недобирать вес, отказываться от груди.

3. Любая соска – потенциальный источник инфекции.

4. Материалы, из которых изготавливают соски, могут представлять опасность здоровью ребенка ввиду своей токсичности (например, на сегодня доказана аллергенная природа латекса) и хрупкости (известны случаи, когда соски рассыпались прямо во рту ребенка и провоцировали удушье). Кроме того, бездушная сока имеет «чужой», а не мамин, запах и вкус.

5. У ребенка, сосущего пустышку, изменяется прикус, что может отразиться на его здоровье и внешности в будущем: неадекватное развитие челюсти, искривление зубов, неправильный прикус.

6. У ребенка могут сформироваться вредные привычки из-за желания постоянно что-то удерживать во рту, в том числе сигарету или трубку.

7. У детей, сосущих пустышку, нарушается нормальное развитие голосового аппарата, что может привести впоследствии к логопедическим проблемам, более позднему освоению речи.

8. Ребенок, нуждающийся в удовлетворении сосательного рефлекса, получает удовольствие от сосания именно материнской груди, теплого контакта с ней и связанного с этим чувства защищенности, любви.

9. Пустышка замыкает ребенка на самом себе, у него снижается исследовательский интерес к миру. Доказана связь пустышек со случаями детского аутизма.
Использование пустышки кажется соблазнительно легким решением – но подумайте о сложностях, которые влечет за собой использование пустышки, и о том, нужны ли вам новые долговременные проблемы взамен текущих, которые, конечно, могут утомлять, но, к счастью, обязательно проходят со временем?..

И если вы все-таки используете пустышку – ведь решение в любом случае остается за вами – учитывайте, что не всегда это сопровождается эффектами, заметными сразу. Возможно, вы сами знаете мам, дети которых долго кормились грудью и параллельно сосали пустышку. Такое тоже бывает! Но помните, что в каждом конкретном случае использование соски - это всегда риск, эксперимент. Особенно чревато использование соски в возрасте до 2-х месяцев, когда ребенок только осваивает навык сосания.

Если у мамы, которая дает ребенку пустышку, появляются такие проблемы, как снижение лактации, отказ малыша от груди, медленный набор веса, – первым шагом должен стать уход от практики использования соски.