Наверное, тем, что «внучат любят больше детей», объясняется активное желание бабушек принять самое непосредственное участие в воспитании малышей. Целиком и полностью разделяя их потребность в самореализации с одной стороны, и, понимая острую необходимость молодых родителей в дополнительной паре рук, с другой, хотелось бы напомнить, что исторически женщина действительно никогда не воспитывала детей одна.

Вот и нам, живущим в современном мире, также не мешало бы увидеть и извлечь максимум обоюдной выгоды от взаимодействия молодых родителей с бабушками (так же как и с дедушками – им тоже найдется место в уходе за внуками). Главное - правильно расставить приоритеты: на первом месте - благополучие ребенка, и только потом – демонстрация важности себя и своего опыта. 

Обращаясь к бабушкам, хотелось бы сказать, что помощь молодым мамам никогда не помешает, хоть они не всегда готовы в этом признаться, но принятие решений (какой совет применить, а какой - не стоит), лучше оставить за родителями ребенка.

Чем же может бабушка помочь маме в грудном вскармливании?
Было бы неплохо, если бы бабушка вместе с другими родственниками малыша по возможности помогли кормящей маме в делах, не относящихся напрямую к материнству. Забота о других членах семьи, поддержание порядка в доме, приготовление пищи, посещение магазинов уже давно не рассматриваются как традиционные обязанности женщины.

Кроме того, остается еще целый ряд обязанностей по уходу за малышом, не требующих маминой эксклюзивности - переодевание, купание, развлечения, прогулки. Уникальность мамы в том, что ТОЛЬКО она способна кормить грудью.

Следующий важный шаг - не спешить критиковать современные подходы к организации ухода за малышом и его питанию только потому, что «раньше было не так». Действительно, в эпоху, когда молодых мам нужно было поскорей вернуть, что называется, «к станку» и к выполнению домашних обязанностей, материнство было сведено к факту рождения детей. Государство же с готовностью предлагало свои услуги по их воспитанию.

Вопрос о том, справлялось ли государство с воспитательной функцией – не возникал. Потребности всех детей подгонялись к единому стандарту, а об индивидуальности и природных ожиданиях малыша мало что знали. Грудное вскармливание, подчиненное не всегда разумным правилам организации, завершалось достаточно рано – редкие малыши-счастливчики докармливались до 1 года. Важнее было как можно раньше научить ребенка есть и обходиться самостоятельно.

Детей советовали реже брать на руки, чтобы «не избаловать». Казалось, что так лучше для ребенка, но, скорей всего, было удобно для родственников, воспитателей в детском саду, в конце-концов, для тех, кого раздражают требующие особого внимания дети. Эти правила и на сегодня остаются актуальными там, где любовь к ребенку подчинена удобству окружающих. Дети же, растущие в системе строгих правил, вряд ли чувствуют себя счастливыми оттого, что самостоятельны и неизбалованны.

К вопросу о правилах. Жизнь показывает, что действительно гораздо удобнее жить по правилам, причем всем – и взрослым и детям. И современные подходы к ведению грудного вскармливания также сложились в определенные правила. Но из всех этих правил, наверное, наиглавнейшим стало правило учета индивидуальности каждого ребенка.

Отсюда и возникла рекомендация – прикладывать малыша к груди по требованию, позволяя ему выстроить СВОЙ график кормления, отвечающий индивидуальным потребностям в конкретный возрастной период. Проведенная специалистами оценка количества грудного молока, секретируемого женщинами, показала, что у одних мам в сутки вырабатывается около 500 мл молока, в то время как у других – 1 500 мл. И что самое главное, и у одних и у других при этом дети могут расти и развиваться одинаково успешно.

Отсюда вывод - не так важно то, чтобы молока было много, как то, чтобы его хватало. Почему одному малышу может потребоваться в 3 раза больше молока, чем другому? Да потому, что один появляется на свет холериком - подвижным, энергичным, живо всем интересующимся, а потому быстрее «выгорающим» малышом. Другой же – флегматиком, который, будучи менее подвижным, расходует меньше сил и энергии.

Изменить темперамент, то есть заставить обоих малышей вести себя одинаково активно, абсолютно невозможно. Сломать можно. Так и делали несколько предыдущих десятилетий. Но каков был результат? Чаще всего у мамы с малышом-холериком «диагностировали» нехватку молока, так как стимуляция ее груди каждые 3 ч (как рекомендовали в те времена) оказывалась недостаточной. А прикладывать ребенка к груди чаще или в ночное время было непозволительным нарушением порядка. Считалось, что лучше докормить малыша молочной смесью, чем разрешить ему бывать на груди чаще положенного.

Миф о «молочности» и «немолочности» мам, скорей всего, зародился в эпоху неудачного грудного вскармливания. На сегодняшний день специалисты говорят буквально об 1-3% (!) женщин, которые действительно могут страдать гипогалактией (недостаточной выработкой молока). Во всех остальных случаях речь идет о нехватке молока у мамы вследствие нарушения правил организации естественного вскармливания. При этом упитанность кормящей мамы и ее привычка «есть за двоих» также не является мерилом для утверждений о способности производить молоко.

Далеко не во все времена женщины имели возможность жить в условиях пищевого изобилия, но грудное вскармливание при этом было 100-процентным, так как альтернатива попросту отсутствовала. Младенцы, вскормленные коровьим молоком или другими видами питания, редко отличались крепким здоровьем и возможностью продолжать свой род. Таким образом «немолочных» мам в доисторические времена просто не было – те, кто выживали, могли полноценно вскармливать грудью свое потомство.

Еще одним поводом для споров о «правильном» грудном вскармливании является необходимость сцеживания груди. Попробуйте посмотреть на ее целесообразность с позиции приемлемости в тех условиях, в которых человечество жило в предыдущие времена. Была ли возможность у женщин в каменном веке заниматься сцеживанием?

С какой целью и куда мама могла собирать сцеживаемое молоко? Человек разумный является таким же млекопитающим, как множество других представленных в природе. Естественно, что никто из млекопитающих никогда сцеживанием не занимался. Сцеживание – это процедура специальная, выделенная человечеством в отдельный навык исключительно с благими намерениями – помочь маме в разрешении возможных сложностей с грудным вскармливанием.

Сцеживая ради того, чтобы «молоко не перегорало» - это бесполезная трата драгоценных сил и времени молодой мамы. Ребенок сам отрегулирует необходимое себе количество молока, если ему позволять прикладываться к груди по требованию.

Допаивание младенцев водой также вызывает живые дискуссии у представителей разных поколений. Если рассмотреть опыт человечества, проживающего в самых различных климатических условиях, то ответ – допаивать или нет - будет на поверхности. Могли ли выжить люди в условиях жаркой Африки, если бы постоянно должны были допаивали своих малышей водой в те времена, когда бутилированной воды просто не существовало? Вода всегда была и остается одним из серьезнейших потенциальных источников инфекций.

Следуя традиционному представлению о постоянной потребности младенцев в питье, в тропиках допаивание потребовалось бы абсолютно каждый день. Мог ли незрелый уязвимый организм ребенка справиться с риском, связанным с употреблением неочищенной воды? Природа, никак не рассчитывая на цивилизацию и создание особых гигиенических условий, сама обо всем позаботилась, включив в состав грудного молока столько стерильной жидкости (или попросту - воды), сколько младенцу необходимо.

Соска-пустышка – еще один атрибут выхаживания малышей, как иногда кажется, всех времен и народов. Снова обратимся к природности этого имитатора маминой груди. В природе аналогов соски ни у кого из млекопитающих не было и нет. А так ли безобидна практика замены мамы пустышкой? Ведь известно, что молоко в груди образуется в ответ на сосание и если заменить сосание груди сосанием соски, то как можно рассчитывать на то, что в груди будет продуцироваться молоко? Ребенок, для того чтобы получать достаточное количество молока, должен сосать материнскую грудь, а если вместо этого он сосет соску, то, соответственно, трудится впустую. Из-за уменьшения стимуляции груди (т.е. ее сосания) неизбежно снижается производство молока. А мама при этом будет недоумевать - почему молоко «перегорает»? В такой ситуации обязательно найдутся те, кто подскажет, что «просто порода у этой мамы немолочная»… Но так ли это?

Взаимодействие с маминой грудью сложнее, чем взаимодействие с соской. Не «труднее», а именно сложнее, так как механизм «выдачи» молока из груди здорово отличается от такового из бутылочки с соской. Из маминой груди молоко течет с разной скоростью – вначале («на приливе») струи могут буквально брызгать в ротик малыша, а чуть позже малышу приходиться буквально массажировать челюстями мамину грудь, чтобы добыть «заднее» молоко, которое богато жирами и медленнее покидает грудь.

Малыш, получающий только мамину грудь, через некоторое время привыкает к ее особенностям и знает, что если поработать над вроде бы пустой грудью, то скоро случится прилив. А если ребенок привык к постоянному потоку бутылочной соски или к засыпанию с пустышкой, откуда вообще ничего не льется, – «поведение» маминой груди, непредсказуемое по сравнению с постоянством соски, заставляет кроху нервничать.

Поэтому нередка ситуация, когда малыш отрывается от маминой груди и начинает плакать. А получив соску – успокаивается. Просто потому, что он знает, чего ожидать от соски. Кроме того, неправильное прикладывание к груди, искаженное привычкой сосать соску, может провоцировать у мамы застои молока и травмы сосков, а у малыша – изменение прикуса, возникновение проблем с освоением речи, дефекты речи. И что еще немаловажно – любая соска - это потенциальный источник инфекции.

Но если все-таки вы видите спасение в использовании пустышки – ведь решение в любом случае остается за вами – учитывайте, что не всегда это сопровождается эффектами, заметными сразу. Возможно, вы сами знаете мам, дети которых долго кормились грудью и параллельно сосали пустышку. Такое тоже бывает! Но помните, что в каждом конкретном случае использование соски - это всегда эксперимент.

Особенно рискованно использование соски в возрасте до 2-х месяцев, когда ребенок только осваивает навык сосания. Если у мамы, которая дает ребенку пустышку, появляются такие проблемы, как нехватка молока, отказ малыша от груди, медленный набор веса, – первым шагом должен стать уход от практики использования соски.

Как видим, для успеха грудного вскармливания желательно, чтобы не только мама, но и все, кто выступают в роли ее советчиков, ознакомились с современными, опирающимися на научную медицину, правилами его организации. И каждый раз, критически оценивая те или иные постулаты о грудном вскармливании или уходе за ребенком, «примеряли» их на природную целесообразность.

Как правило, все, что касается успешного грудного вскармливания, не требует специальных, сложных к применению, действий. Кормление грудью доказало свою простоту и уникальность временем.

Юлия Савельева, член комитета советников Международной сети действий в сфере детского питания