Проверяем готовность к школе

Leleka

Многие детские сады активно готовят будущих первоклассников - математика, развитие речи, чтение, подготовка руки к письму, ритмика, английский и т.д. Все эти дисциплины могут значительно облегчить жизнь будущего первоклассника в освоении нового, школьного, этапа жизни.

Однако надо помнить, что помимо интеллектуальной готовности ребенка к школе (развитость мышления, внимания, восприятия, памяти и воображения) важно, чтобы у будущего первоклассника сформировалась личностная и социальная готовность к школьному обучению. 

У готового к школе ребенка присутствуют:

- учебный мотив (интерес к новым знаниям, учебное любопытство, ему нравиться заниматься),

- социальный мотив (желание выучиться, чтобы потом кем-то стать),

- оценочный мотив (заинтересованность в хорошей оценке, стремление к достижениям),

- позиционный мотив (желание расти, быть большим).

У не готового к школе ребенка превалируют:

- игровой мотив

- внешний мотив («иду в школу, потому что родители заставляют»).

Это не означает, что у готовых к школе детей эти мотивы не присутствуют, но они просто менее выражены и уступают учебным. Особенно, игровой. Все дети в этом возрасте с удовольствием играют. Но у детей, созревших к школе, репертуар мотивов шире, и игровым не ограничиваются.

Сформированность  самооценки

У готового к школе ребенка самооценка начинает путь к  адекватности – свои качества  и поступки он пытается оценивать исходя из реальности, а не идеализирует их. Это необходимо для того, чтобы было к чему стремиться, т.к., например, «если я еще не очень много знаю, то мне надо больше читать и учиться».  У не готового к школе ребенка самооценка идеализирована (« Я самый умный, красивый, сильный…»), она соответствует самооценке дошкольника, которому еще трудно смотреть на себя со стороны.

Сформированность внутренней позиции ученика

Это понятие включает в себя понимание поведения школьника, восприятие взрослого, как источника новых знаний и того, кто определяет правила поведения и обучения, уважение к учителю (взрослому человеку), понимание того, что без учителя невозможно обучение, и того, что учитель это не «мама», и не «сверстник», и не «воспитатель детского сада».

Сформированность произвольности

Это умение следовать правилам, способность ставить цели в заданиях и организовывать свою деятельность, внимательно слушать учителя.

К социальной готовности к школьному обучению относят более зрелое качество общения со сверстниками и взрослыми. Ребёнок уже умеет или пытается в конфликтах идти к компромиссу или сотрудничеству. Эмоции уже не «затапливают» его целиком: он учится ими управлять, понимает, что это важно. Появились устойчивые чувства  к сверстникам – ребёнок обзавёлся друзьями-приятелями. В отношениях начинают цениться коммуникативные умения: следовать очерёдности, не обманывать, не обзываться, договариваться, держать слово, быть справедливым и т.д.

При несформированности мотивационной готовности к школе
можно порекомендовать:

  • Больше рассказывайте ребенку о школе, о позитивных моментах обучения, о школьной жизни.
  • Поделитесь своими приятными воспоминаниями о Вашем школьном опыте.
  • Сводите будущего первоклассника на экскурсию в школу, в которой он будет учиться. Спокойно проведите ребенка по этажам, загляните в кабинеты, актовый и спортивный залы, столовую. Хорошо акцентировать внимание на приятных моментах жизни школьников: праздниках, кружках, совместных мероприятиях.
  • Психологические особенности шести-, семилетних детей таковы, что лучше всего ребенок воспринимает новую информацию, осваивает новые модели поведения в игровых ситуациях, поэтому максимального эффекта знакомства со школой можно достичь, если играть с ним в школу. Посадите кукол, плюшевых медвежат, папу и  бабушек за  парты, дайте ребенку попробовать себя в разных ролях - ученика, учителя, директора и того, кем ему самому захочется быть, объясните ему правила и разыграйте различные школьные ситуации - уроки, перемены, как попроситься в туалет, как  познакомиться с соседом за партой, как вести себя в столовой и т.д. Самое важное, чтобы ребенок получил большое удовольствие от игры, поэтому наполните игру творчеством, радостью, ощущением успеха.
  • Очень важно выяснить, какие опасения, фантазии по поводу школы имеются у Вашего первоклассника. Тактично, не напирая, расспросите его об этом. Начните с вопроса: "Тебе хочется идти в школу?" Если "нет", узнайте причины, и успокойте ребенка, убедите в необоснованности его опасений. Если же опасения обоснованы, например, ребенок чего-то боится или  не знает о чем-то, все равно, сначала успокойте ребенка, а потом либо разъясните его незнание, либо поиграйте с ребенком в тревожащую его ситуацию и покажите способы выхода из нее. Например, если ребенок не знает, как подружиться, то можно поиграть с ним в игру про то, как новичок приходит в детский сад. Используя игрушки, сами изобразите новичка и покажите, как он знакомится с ребятами (их сыграет ребенок). Потом поменяйтесь ролями. Таким образом, вы научите ребенка модели поведения во время знакомства.
  • Полезны, также, игры с правилами и игры-соревнования (например, «Кто больше знает животных на букву  «Л», «Кто быстрее что-то сделает», «Кто проворнее, смелее, умнее и т.д.»), различные интеллектуальные игры.
  • Читайте как можно больше книг о разных профессиях.
  • Не перегружайте ребенка учебными занятиями; старайтесь базироваться на интересе, а не на «обязаловке»

При несформированности внутренней позиции ученика
можно порекомендовать:

  • Обратите внимание на домашние обязанности Вашего ребенка  (то, что называется «помощью родителям по дому»): их должно стать больше, они должны регулярно выполняться, за их невыполнение должны следовать санкции (например, лишение чего-то приятного для ребенка).
  • Организуйте режим дня.
  • Уже сейчас дома необходимо организовать учебное место со всеми школьными принадлежностями для будущего первоклассника. Важно, чтобы оно не заполнялось игрушками и отвлекающими от занятий предметами.
  • Читайте как можно больше книг о школе и, особенно, о профессии учителя.
  • Учите называть взрослых на «Вы».

Также, сюда подходят практически все рекомендации по мотивации к школе.

Подготовлено с использованием материалов www.malyshlandia.ru